Возвращение предмета «Труд» в школьную программу
О необходимости этого говорили уже давно. И вот — час настаёт. Школьников снова начнут приучать к труду. Приём под этим понятием подразумевается не блогерство или тик-токерство, а прививание нашей будущей смене вполне полезных навыков.
Вспомним, что говорил о важности трудового воспитания один из выдающихся педагогов советской России Антон Макаренко:
«Труд — это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания. Если он всегда был основанием человеческой жизни, то ее истинным стимулом всегда будут перспективы, мечты, которые раскрывают перед человеком его завтрашнюю радость. Трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей».
И вот Министерство просвещения России утвердило возвращение в школьную программу с 1 сентября 2024 года предмета «Труд». Это решение было принято в рамках реализации программы модернизации системы образования и направлено на повышение качества подготовки учащихся к жизни в современном обществе. Обновленная структура предмета «Труд» будет модульной, объединяя несколько направлений обучения. Соответствующие поправки приняли депутаты Госдумы на пленарном заседании в среду сразу во втором и третьем чтениях к закону «Об образовании». Изменения поддержали все 100% присутствующих на сессии Парламента депутатов.
Пять из этих направлений будут обязательными, тогда как три предложат вариативный выбор для учеников. Обязательные модули включают в себя «Производство и технологии», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника» и «3D-моделирование, прототипирование, макетирование». Также ученики смогут выбирать из вариантов, таких как «Автоматизированные системы», «Животноводство» и «Растениеводство».
В расписании школ предусмотрено по два часа в неделю для 5-7 классов и один час в неделю для 8-9 классов. В начальной школе урок «Труд» будет проводиться раз в неделю. Федеральная программа должна быть утверждена к 1 июня, а к этому времени также должны быть готовы курсы повышения квалификации для учителей. Эксперты высказывают мнение, что самой сложной частью внедрения программы всех модулей предмета «труд» будет его практическая реализация.
Считается, что материально-техническая база и кадровые условия существующей массовой школы не готовы к такой перестройке, особенно с учётом начала нового учебного года. Большинство педагогических кадров, вероятно, не обладают достаточной подготовкой для преподавания такого объёма материала, поэтому дополнительное обучение педагогов является необходимым условием. Помимо практических вызовов, связанных с внедрением обновленного предмета «Труд», существуют и некоторые опасения, связанные с содержанием программы. Некоторые эксперты считают, что программа слишком перегружена и может привести к снижению качества образования по другим предметам.
Другие же опасаются, что программа недостаточно учитывает индивидуальные потребности и интересы учащихся. Тем не менее возвращение предмета «Труд» в школьную программу является важным шагом в модернизации системы образования. Предмет «Труд» позволит учащимся приобрести практические навыки, необходимые для жизни в современном обществе, а также поможет им определиться с выбором будущей профессии.
Конечно, возвращение предмета «труд» в школьную программу потребует ее пересмотра и дополнительной подготовки учителей, а также оснащения классов. Но работа в этом направлении уже стартует.
Пользу возвращения «труда» в школьные классы отмечают многие. В частности, об этом говорят и психологи:
«Немаловажно, что школьники формируют новые знания и умения. Еще один плюс уроков труда — они объединяют детей и учат работать их сообща — коллективно. Развивается и творческая натура ученика, при этом у него прививается любовь к физической работе как к элементу творчества. Ну и труды для детей — это всегда весело, стоит вспомнить свои школьные занятия, когда мы что-то мастерили, готовили, шили», — считает психолог Екатерина Велихова.
Как показывают опросы, родители школьников поддерживают возвращение уроков труда. Согласно этим опросам, 90 процентов высказались «за» возрождение этого школьного предмета.
«В школе необходимы классические уроки трудового воспитания. Те, которые были раньше. Что делали дети на обычных уроках труда в средней школе? Мальчишки занимались в мастерских: ремонтировали школьную мебель, работали на станках. А девчонки шили, готовили. Да и после уроков ребят привлекали к общественному полезному труду: к работе на пришкольных территориях, уборке школьных помещений. Важно с первого класса приучать малышей к этому», — говорят родители.